Промывание желудка. (Журнал "За рулем", сентябрь 2013). Промывка для двигателя - тест популярных брендов.
28 апреля 2015Стоит ли чистить мотор при смене масла? И не надумана ли эта проблема? Свое мнение высказывают Михаил Колодочкин и профессор Санкт-Петербургского Политехнического университета Александр Шабанов.
К вопросу «как, чем и зачем мыть?» тут же добавляется более глобальный: как правильно менять? Многие полагают – просто слить и залить. Их оппоненты уверены, что это прямой путь к ускоренной смерти мотора и что промывка при смене масла обязательна.
Есть варианты
Вариантов, как поменять масло, довольно много. Самый простой и дешевый – слить или откачать старое и залить свежее. Более сложный и дорогой способ – применить специальное промывочное масло. Продаются разнообразные пяти-десятиминутные составы, так называемые короткие промывки. Их рекомендуют заливать непосредственно перед сменой масло и крутить мотор пять-десять минут на минимальных оборотах холостого хода. А еще есть препараты, условно-называемые «двухсоткилометровыми» или длинными. Их советуют залить за недельку и покататься с ними те самые 200 км.
Какой же вариант лучше? Мы проверили все, нюансы теории и методики испытаний изложены во врезках. Сравнивали не препараты разных производителей, а технологии – их набралось пять.
Для начала действуем по принципу «слил-залил»: мотор прогреваем до рабочей температуры, потом останавливаем и сливам горячее масло в течение 10 минут; одновременно меняем фильтр.
Следующий эксперимент сложнее. После слива мотор пустили, дав минуту покрутиться всухую, - и из него вылилось еще немного грязной жижи. Далее – смотри пункт первый.
Очередные опыты: используем по два разных промывочных масла («ЛУКОЙЛ» и «АВРО»), затем две короткие промывки («Хай-Гир» и «Ауто Доктор»), а потом пару длинных – «Супротек» (не путать с присадками!) и немецкий «Ликви Моли». Итоги свели в таблицу.
Геронтология масла
Моторное масло не только смазывает, оно еще и удаляет из мотора продукты износа, минеральные частица пыли, следы неполного сгорания топлива. Поэтому грязь в масле – это нормально.
По мере наработки масла изменяются его основные показатели. Вязкость, от которой зависит способность масла формировать слои, разделяющие рабочие поверхности, будет расти. Щелочное число падает: срабатываются моющие присадки. А кислотное число падает: оно отражает накопление в масле продуктов его окисления. Диспергирующая способность (по ней судят, как масло удерживает загрязнения) с увеличением наработки снижается. Когда какой-то из этих параметров выходит за пределы заданных, масло становится некой жижей. (О том какое масло сколько служит мы рассматривали в ЗР, 2010, № 11; 2012, № 11.) Понятно, что эту жижу надо сливать. Но сольется она далеко не вся – остаток затаится в скрытых полостях, на стенках двигателя и т.п. Величина остатка зависит от свойств отработанного масла, конструкции двигателя, температуры масла перед сливом. До 15-20% старого масла перемешивается при смене со свежим, ухудшая его начальные характеристики. Более того при работе масла в двигателе формируются отложения. Высокотемпературные отложения – это лаки, оседающие в области поршневых колец на боковой поверхности поршня. А низкотемпературные найдутся в поддоне, в смазочных каналах, на деталях механизма газораспределения. При смене порции масла их необходимо убрать по максимуму и – внимание! – не навредить при этом мотору: смытые отложения способны наглухо закупорить каналы масляной системы.
Самочувствие после бани
Процедура «слил-залил» заметно ухудшила параметры свежего масла. Его ресурс явно сократился. Насколько – не скажем, но в нашем случае состояние нового масла по щелочному и кислотному числам было примерно таким, каким мы его наблюдали в экспериментах послу пары тысяч километров пробега. А вязкость увеличилась: «спасибо» густым осадкам …
Продувка двигателя пуском на минимальных оборотах холостого хода перед заливкой свежей порции ситуацию улучшила, но не сильно. Да, грязное масло выдавится из каналов, но на стенках и в скрытых полостях все равно останется.
Теперь – промывочные масла. После слива отработки и заливки промывочного продукта мотору каждый раз давали поработать 20 минут, затем – слив и заправка свежим маслом. Ухудшение по щелочному и кислотному числам стало меньше. Вязкость из-за остатков промывки в моторе чуть упала, но на дальнейшую эксплуатацию это не повлияет. Масса отложений заметно снизилась. Однако до полной очистки еще далеко. А вот содержание металлических уменьшилось значительно.
Очередь коротких промывок. Их влили до слива старого масла, при этом двигатель был полностью прогрет. Потом его погоняли 10 минут на минимальных оборотах холостого хода. Анализ остаточных загрязнений свежего масла и весовой анализ контрольных элементов выявили очень приличную эффективность этих составов. Но полного слива все-таки не удалось добиться, а свежее масло стало чуть менее вязким.
После вскрытия в поддоне обнаружили небольшие фрагменты отложений, очевидно снятых со стенок моющими компонентами. Это означает, что промывка эффективно отслаивает отложения, но не растворяет их. А если они закупорят каналы, то жди задира подшипников!
Пришел черед длинных промывок. С ними накрутили аналог 200 км пробега в разных нагрузочных режимах. Вязкость при этом снизилась, но в разумных пределах. После заезда вскрыли, посмотрели … Кусков «породы», которые наблюдали ранее, в поддоне не было – растворились! Это большой плюс. Качество свежего масла после использования длинных промывок ухудшилось незначительно.
Мыть или сама отвалится?
Тем, кого с самого начала интересовало только одно – мыть или не мыть, излагаем свое мнение.
Мотор не обязательно мыть тому, кто:
применяет хорошее масло и меняет его согласно «букварику» автомобиля без существенного перепробега. Остатки такого масла, по нашему опыту, еще вполне живучи и пакостей не наделают.
Мотор желательно мыть тому, кто:
переходит на более высокий класс (например, с минералки на синтетику). В таблице показано насколько просел индекс вязкости – главное украшение синтетики – после контакта с остатками старого масла;
допускает существенный перепробег сверх требуемого срока замены;
выявил или предполагает факт перегрева и ли резкого увеличения угара;
использует масло непонятного происхождения (например, когда покупает машину на вторичном рынке).
Каким способом промывки лучше воспользоваться? См. Наши советы
Наши советы
Если все-таки решили промыть мотор, сначала оцените состояние старого масла с помощью капельной пробы (ЗР, 2013, № 3). Если оно еще живое, стоит применить длинную промывку. Но после пробега 200 км и слива отработки советуем «прополоскать» мотор промывочным маслом, а лучше – половинной порцией того продукта, с которым собираетесь ездить дальше.
А если масло полностью убито? Используйте короткую промывку, потом удалите остатки двукратной заливкой промывочного масла, а затем половинной заливкой свежего, на котором предстоит ездить. Длинные промывки тут использовать опасно: а ну как на убитом масле мотор не сдюжит 200 км? Желательно дать двигателю поработать после этой экзекуции на холостом ходу, чтобы посмотреть, все ли нормально. Если комки грязи, снятые промывками, все же забивают масляные каналы, то двигатель без нагрузки хотя бы не помрет. Через час-полтора холостого хода закупорка обычно проявляется падением давления.
Влияние технологии промывки на состояние свежего масла
Технология | Что проверяем | Состояние свежего масла после замены и 30 минут работы в двигателе | ||||||
Кинематическая вязкость при 40 С |
Кинематическая вязкость при 100 С |
Щелочное число |
Температура вспышки, С |
Степень очистки весового элемента в клапанной крышке, % |
Степень очистки весового элемента в масляном поддоне, % |
Остаточное содержание металлических примесей |
||
свежее масло из канистры |
86,7 | 13,9 | 8,4 | 228 | - | - | - | |
загрязняющее масло |
128,4 | 15,7 | 3,2 | 162 | - | - | 126 | |
Простая замена | способ "слил-залил" | 97,2 | 14,6 | 7,3 | 210 | 15 | 12 | 34 |
способ "слил-залил" с продувной системы смазывания |
94,3 | 14,5 | 7,5 | 212 | 17 | 14 | 28 | |
С промывочным маслом |
"ЛУКОЙЛ" | 82,2 | 13,6 | 8,5 | 210 | 42 | 55 | 19 |
"АВРО" | 81,3 | 13,4 | 8,2 | 212 | 36 | 46 | 21 | |
С короткими промывками |
Hi-Gear | 84,6 | 13,7 | 8,0 | 214 | 55 | 65 | 14 |
Auto-doctor | 85,2 | 13,5 | 8,1 | 217 | 51 | 60 | 18 | |
C длинными промывками |
Liqui Moly | 87,4 | 13,9 | 8,0 | 220 | 75 | 79 | 10 |
Suprotec | 88,2 | 14,0 | 8,2 | 221 | 73 | 82 | 11 |
Влияние параметров сливаемого масла на состояние свежего продукта
Что проверяем | Физико-химические параметры свежего масла после смены и 30 минут работы в двигателе | ||||
Кинематическая вязкость при 40 С | Кинематическая вязкость при 100 С | Индекс вязкости | Щелочное число | Температура вспышки | |
Исходные параметры свежего масла (синтетика) | 78,9 | 13,2 | 170 | 232 | |
Параметры свежего масла, заменившего отработанную синтетику* | 82,5 | 13,5 | 167 | 228 | |
Параметры свежего масла, заменившего отработанную минералку* | 92,4 | 14,0 | 155 | 217 | |
Параметры свежего масла, заменившего убитое масло** | 80,3 | 13,3 | 168 | 229 |
* Старое масло отработало полностью рекомендованный срок замены. метод "слил-залил" без дополнительного загрязнения.
** Заменяемое мосло полностью выработало ресурс, значительно превышен срок замены. При замене использовали "двухсоткилометровую" промывку, слив с продувкой и дополнительную промывку порцией рабочего масла.